Зареєструватися Меню
|
Влияние системы отопления на расходНачалось с того, что в один прекрасный день ко мне зашел мой знакомый и начал ругать свой новый японский автомобиль. На улице уже довольно долго было холодно и дождливо, обычная осень. Знакомый: Вот продал свои Жигули, а этот автомобиль жрать стал как не в себя, я и езжу не спеша, плавно разгоняюсь и останавливаюсь плавно. Врубил на печке +25, а кондиционер принудительно выключил и приоткрыл окна, чтобы не запотевали. Тепло сухо комфортно. Но бензина автомобиль жрет наверное раза в полтора больше, чем было летом. Караул, отъездил три месяца и все, авто гауно, жрет как слон. Я: Тебе тепло и комфортно? Знакомый: Ну да, еще бы мне за такие бабки, было не тепло и не комфортно. Уж и не знаю, что бы я тогда с продавцом сделал. Я и Жигули то продал из-за того, что зимой мерзнуть устал. Я: А окна закрыть и кондиционер включить не пробовал? Знакомый: Да автомобиль еще больше жрать будет, ведь там какой то кондиционер работать будет, а он говорят ого как расход увеличивает. А шоб окна не потели, я окошки постоянно держу открытыми, все одно тепло от печки халявное. Я: А ты закрой окна и не мешай климат контролю работать, поезди с недельку, потом расскажешь. Через неделю прибегает радостный знакомый: Ураааа, урааа!!! Жрать стал как раньше, я даже подумать не мог. А как ты узнал, что так делать надо??? Я: Да не узнавал я. Просто у меня автомобиль примерно как у тебя. Только двигатель мощнее, дополнительных функций больше. Ежу я не меньше твоего. Расход у меня не изменился. Вот я и выспросил тебя с пристрастием, чтобы разницу понять. А разница у нас одна. Я езжу с закрытыми окнами и работающей климатической установкой. А ты экономил бензин. Ты хотел как лучше, а получилось у тебя как обычно. Вместо экономии, одни расходы. Собственно после этого случая и стал я разбираться, а почему так получилось? Для понимания произошедшего я воспользовался тепловым балансом двигателя внутреннего сгорания. Уравнение теплового баланса в общем виде: Q=Qр+Qохл+Qг+Qнс+Qост Q - (тепло полное) Тепло израсходованного топлива на всю полезную работу и все потери в двигателе. Источником этого тепла является топливо, поступившее в двигатель; Qр - (тепло работы) Тепло, превращенное в энергию полезной работы. Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель, израсходованное на полезную работу двигателя (для этого мы топливо изначально и заливаем); Qохл - (тепло охлаждения) Тепло отданное охлаждающей среде через охлаждающий агент (антифриз и воздух). Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель и потраченного на тепло отданное в окружающую среду; Qг - (тепло газов) Тепло унесенное отработавшими газами через выхлопную систему. Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель (неизбежные потери, обусловленные принципом работы двигателя внутреннего сгорания); Qнс - (тепло неполного сгорания) Тепло потерянное на не сгоревшем топливе. Источник этих потерь, часть топлива, просто вылетевшего в выхлопную трубу; Qост - остаточный член баланса, равен сумме всех неучтенных потерь. Источником является часть топлива, израсходованного двигателем и не вошедшего в предыдущие члены уравнения. Из уравнения теплового баланса следует, что потребляемое печкой автомобиля тепло, прямо пропорционально расходам части топлива на Qохл в уравнении теплового баланса. Рассмотрим интересующий нас параметр более пристально. Как известно тепло потерянное с охлаждающей жидкостью зависит от количества, теплоемкости и температуры. Формула выглядит следующим образом: Qохл=G*Cт*(T1-T2) Из формулы становится понятным, потери тепла пропорциональны разности температур охлаждающей жидкости на входе и выходе из системы охлаждения, а тепло в данном случае, это часть поступившего в двигатель топлива. Для справки. В процессе проектирования и доводки карбюраторного автомобильного двигателя зазоры в сопряжениях, толщины деталей, материалы и т. д. выбирают исходя из нормальной температуры охлаждающей жидкости, равной 80-90°, при этом разность температур на входе и выходе из рубашки двигателя не превышает 10°. Рассмотрим процессы, происходящие в двигателе с точки зрения теплового баланса. Вспомним, для карбюраторного двигателя, количество подаваемого топлива не подлежит автоматической коррекции в установившемся режиме работы. Это справедливо практически для всех советских автомобилей. Механизмов влияния на Qохл, кроме термостата, в советских машинах просто не заложено. Когда охлаждение происходит через печку, компенсировать выхолаживание двигателя, кроме как дополнительным утеплением двигателя при помощи водителя, нечем. Двигатель либо работает в установившемся режиме и имеет избыток тепла, который можно отдавать в атмосферу через радиатор либо через печку. Либо при не достатке тепла в сильный мороз печка вымораживает двигатель, и говорить об установившемся режиме работы не корректно. Вот, что пишет Сергей Никифоров (смотрите статью https://www.zr.ru/articles/41822/ ): "Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой - охладителем жидкости. Отопитель - это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку или чехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась. Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т1 - на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 - на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500-1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя закрыт. Соответственно: Далее Сергей Никифоров пишет: " Теперь - самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) - температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т1 полный порядок - 78°. Уменьшится ли Qост - остаточный член баланса всех неучтенных потерь? Я сильно сомневаюсь. Потери обычно имеют тенденцию к увеличению, а не к уменьшению. Кроме советских карбюраторных автомобилей существуют иномарки с двигателями, оборудованными системой распределенного впрыска топлива управляемым компьютером. Имеющие климатические установки, включающие в себя систему кондиционирования и отопления с возможностью автоматической регулировки потока охлаждающей жидкости проходящей через печку. Автоматического управления скоростью и направлением потока воздуха прошедшего через систему отопления и кондиционирования. Получается, что для карбюраторного автомобиля уравнение теплового баланса выглядит как: Для инжекторного двигателя, в котором блок управления умеет учитывать потери на охлаждение, уравнение теплового баланса будет выглядеть следующим образом: И в этом случае и в салоне тепло и двигатель тянет, но и расход увеличивается. Закрытые окна и включенный кондиционер в холодное дождливое время года приведут к незначительным потерям топлива по сравнению, с выключенным кондиционером и открытыми окнами. При большой разнице температур на входе и выходе из печки, компенсация тепловых потерь будет происходить за счет увеличения времени впрыска и соответственно расход топлива многократно увеличится. Об этом говорит формула теплового баланса двигателя и практические наблюдения.
Додав до Заначкі: Администратор
Для додавання коментаря "Влияние системы отопления на расход" Ви повинні бути зареєстрованим користувачем. Для реєстрації перейдить за цим посиланням >>> Якщо Ви вже зареєстрований користувач, то скристуйтеся цією формою:
|