Авто-Мото Заначка ;) :: www.amz.in.ua

Статьи, новости, фотографии, руководства, видео - всё про авто и мото - только полезное!

E-mail

Пароль


Зарегистрироваться


Меню


    На сервере размещено 1404 архивов и файлов, 4831 фотографий и 101 видеороликов общим весом 159 гигабайт.
    Зарегистрировано активных пользователей 34651 человек.
    Оставлено 610 комментариев.



    03. ГАИ - Война и мир

    Общее > Законы, ГАИ, полезная информация > ПОСОБИЕ ДЛЯ АДЕКВАТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ > Часть 3 - былое и думы.... > 03. ГАИ - Война и мир >

    Жизнь - бой. И воробьи, Обманывая тощую собаку, Клюют ее еду. (Исида Хакё)

    Не только профессиональная деятельность, но и сама жизнь заставляют обращаться к наиболее острым и наболевшим проблемам бытия рядового гражданина независимой Украины. Одной из наиболее актуальных и злободневных является возможная проблема выяснения отношений с органами милиции. Помня наставление Козьмы Пруткова о том, что «никто не обнимет необъятного», выделим из этой поистине необъятной темы толь­ко отношения, возникающие между водителем и инспектором ГАИ. Причем защищать бу­дем интересы первого - как заведомо более слабого и бесправного, ибо для него мини­мум предлагаемых правовых знаний и опыта значительно облегчат общение с предста­вителями самой почитаемой и популярной в народном фольклоре инспекции.

    Не говоря о конкретных цифрах размеров штрафов, которые с марта 1997 г. «подско­чили» в 3-5 раз, и к которым мы как-то уже привыкли, не подвергая сомнению безуслов­ную прогрессивность системы НАКАЗАНИЯ в виде штрафов, отметим, что система ВЗИ­МАНИЯ штрафов, по прежнему гарантирует стражам порядка определенную свободу .Создается впечатление, что автомобиль становится все-таки роскошью, а не средством передвижения, как ошибочно считали классики - И.Ильф и Е.Петров. Наказывая водителей рублем, закон практически не устанавливает сколько-нибудь ощутимую ответствен­ность работников милиции за их неправомерные действия. Неужели законодатели ду­мают, что инспектор, каким бы честным и правильным он не был, является истиной в по­следней инстанции, абсолютно непогрешимой и не ошибающейся? Чем руководствуется работник милиции, определяя вам сумму штрафа «вилкой» наказания, где «от и до» роз­нится в два-три раза? А про «или лишением прав...» и говорить не приходится.

    Так или иначе, от инспектора у дороги,вы все-таки можете попасть на «разбор поле­тов» в управленческий аппарат ГАИ и тогда вам могут пригодиться соображения и сове­ты, приведенные в этой статье.

    После вступления перейдем к сути вопроса. Что будет вашим уделом в отношениях с ГАИ - война или мир, в значительной степени зависит только от вас. Все «мирные перего­воры» инспектора с водителем напоминают разговор победителя с побежденным, хотя чаще водитель, из-за незнания своих прав сразу, без боя, сдается на милость победителя, или, в лучшем случае, пытается оказать слабый отпор, не настаивая на своих правах, на­чиная оправдываться и опасаясь чем-то прогневить своего оппонента. Поэтому-то каж­дому водителю просто необходимо знать как свои, так и милицейские права и обязанно­сти, ответственность за те или иные действия сторон, а также правила и порядок оформ­ления элементарных процедур, влекущих правовые последствия.

    Сев за руль и получив тем самым официальный статус участника дорожного дви­жения, водитель приобретает соответствующие права и несет определенные обязанно­сти. Помимо Правил дорожного движения (Утверждены Постановлением КМУ № 1094 от 31.12.93 г. и введены в действие с 01.05.94 г., в дальнейшем по тексту - ПДД), они изло­жены в Законе «О дорожном движении» от 30.06.93 г. (в дальнейшем - Закон). Особо лю­бознательным можно порекомендовать обратиться к «Типовым правилам взаимоотно­шений милиции с участниками дорожного движения и собственниками транспортных средств» (Приказ МВД Украины № 520 от 06.08.1997 г.), которые фактически дублируют уже существующие нормы и, своей попыткой «кодифицировать» их, вносят еще большую неразбериху в вопросе: чем же инспектору прежде всего необходимо руководствовать­ся в борьбе за соблюдение ПДД? Учитывая безусловное верховентсво законов, мы будем прежде всего отталкиваться от них.

    Вот ваши наиболее существенные права, гарантированные Законом:

    знать причину остановки вашего автомобиля должностным лицом государственно­го органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а так же фамилию и должность этого лица. По требованию водителя работник милиции обязан предъявить свое удостоверение, но даже не пытайтесь взять его в руки, рассматривать же и читать можете сколько угодно долго. (Отметим важные, вытекающие отсюда моменты: вас мо­жет остановить не любой милиционер, которому этого захотелось, а тот, который осу­ществляет надзор за дорожным движением, который к тому же обязан членораздель­но представиться вам, назвав свою фамилию и должность, и сообщить причину останов­ки. Поэтому, если вы чувствуете, что вследствие такой «проверки на дорогах» может на­зреть конфликт, не постесняйтесь переспросить и не поленитесь на всякий случай запи­сать фамилию и должность инспектора, а также номер его нагрудного знака: во многом это сразу охладит его пыл.);

    на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния авто­дорог, улиц, жд переездов требованиям безопасности движения. (Отметим: по офици­альным данным ГАИ 70% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит имен­но из-за неудовлетворительного состояния дорог, улиц и переездов (БИЗНЕС № 46 от

    26.11.96 г.). Хотя вы и имеете право на безопасные условия дорожного движения и ком­пенсацию убытков, перспектива практической реализации этого права представляется весьма туманной и реально неосуществимой. Если же вы, проявив чудеса терпения и на­стойчивости, все же: получили надлежащим образом оформленные протокол и акт о ДТП от ГАИ; получили акт технической экспертизы о причиненном материальном ущербе; до­бились проведения и получили заключение медицинской экспертизы о физическом и моральном ущербе; написали заявление о получении компенсации и надлежащим обра­зом его вручили или отправили в соответствующую дорожную службу; добились от них хоть какого-нибудь результата (наверняка не в свою пользу); заплатили госпошлину и по­дали исковое заявление в суд, в конечном итоге эти меры скорее всего окажутся беспо­лезными, потому-что вполне вероятно, что у потенциальных ответчиков просто не ока­жется средств для возмещения нанесенного ущерба и понесенных вами расходов. Поэ­тому, как человек здравомыслящий, я вам посоветую вообще не связываться с ГАИ и до­рожными службами по данному поводу.);

    получать необходимую помощь от должностных лиц, организаций, которые прини­мают участие в обеспечении безопасности дорожного движения. (По только что приве­денным соображениям не слишком расчитывайте на какую-то помощь, кроме того, что­бы узнать как куда-то проехать).

    Если вам дают права, то всегда добавят к ним обязанности. Рассмотрим основные из них:

    Законом предусмотрена обязанность водителя «исполнять распоряжения органов государственного надзора и контроля относительно соблюдения законодательства о до­рожном движении». При этом необходимо иметь ввиду, что вышеуказанные органы, в лице работника милиции, могут отдавать вам не любые распоряжения по своему усмо­трению, а только в пределах своей компетенции, т.е. предусмотренные законодательны­ми актами. Закон допускает что работники ГАИ, при исполнении служебных обязанно­стей, могут отступать от отдельных требований ПДД «лишь в случаях и при выполнении условий изложенных в них». Сразу скажем: в ПДД такие случаи не предусмотрены.

    Водитель обязан «иметь при себе и по требованию работников милиции представ­лять для проверки удостоверения, регистрационные и иные документы, подтверждаю­щие право на управление транспортным средством, а так же путевые (маршрутные) ли­сты и документы на перевозимый груз (кроме собственников транспортных средств, ис­пользующих их в индивидуальных некоммерческих целях).» Данное обстоятельство яв­ляется одним из наиболее распостраненных предлогов для поборов и штрафов. Поэто­му, если у вас, скажем, решат проверить наличие лицензии на грузовые перевозки, а вы ее не имеете, объясните, что данный автомобиль и перевозимые в нем грузы являются собственностью фирмы.

    Кроме того, водитель безусловно обязан ездить трезвым, пристегнутым ремнями безопасности и на технически исправном автомобиле. Остальные обязанности сводят­ся к выполнению различных требований ПДД.

    Объективности ради заметим, что Закон довольно подробно расписывает права и обязанности пешеходов, пассажиров, велосипедистов и даже погонщиков животных.

    В соответствии с ПДД причиной остановки вашего автомобиля могут быть: проверка документов (каких - говорилось выше); проверка технического состояния автомобиля; проверка номеров агрегатов автомобиля; проверка комплектности автомобиля.

    На «останавливаемость» влияют марка и номера автомобиля. «Иногородним» и про­чим «чужакам» уделяется повышенное внимание, а вот машины (особенно легковые) с государственными номерами подвержены меньшему риску быть остановлеными, неже­ли «частники», а зря, водители машин с госномерами - наиболее недисциплинирован­ные и грубые по отношению к другим участникам дорожного движения и склонны к на­рушению ПДД.

    Инспектор может остановить автомобиль жестом руки, жезлом или диском с крас­ным сигналом (светоотражателем). Его сигналы на остановку должны быть понятными водителю, поэтому милиционер сначала показывает на машину, которую хочет остано­вить, а потом на место, где ее нужно остановить. Эти жесты и сигналы должны подаваться заблаговременно. Поскольку невыполнение требования на остановку - одно из наибо­лее тяжких нарушений ПДД, этим часто пользуются недоборосовестные инспектора - по­дают сигнал поздно или нечетко, а затем «наезжают» на «виноватого» водителя.

    Если вас попросили открыть багажник, спросите: «Зачем?» Если вам не ответили: «Для проверки комплектности автомобиля» - вы имеете полное право не открывать его, потому что это уже досмотр, а для его проведения нужны основания.

    В соответствии с Законом «О милиции» от 25.12.90 г., работники оной могут остано­вить ваш автомобиль в следующих случаях: при нарушении ПДД;

    при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности ав­томобиля или загрязнения им окружающей среды (если бы милиция действи­тельно беспокоилась об окружающей среде, наверное, ни один рейсовый авто­бус и ни один самосвал, не появились бы на наших дорогах); при наличии данных о том, что автомобиль используется в противоправных целях. О «наличии данных» и т.п. формулировках Закона, типа «при подозре­нии в совершении правонарушений», следует остановиться подробнее. Работ­ники милиции, к числу которых относятся сотрудники всех многочисленных ее подразделений, которые даже перечислять долго, имеют более чем обширные права и свободу действий (наверное поэтому наша налоговая полиция не так давно удовлетворила свое огромное желание называться сотрудниками мили­ции, а не никому неведомой полицией). Итак, работник милиции вправе «проверять у граждан при подозрении в соверше­нии правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а так же другие доку­менты, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на милицию» (это как раз и о тех доку­ментах, которые обязан представить водитель, о чем говорилось выше). Кроме провер­ки документов, вас вправе «задержать и содержать в специально отведенных для этого помещениях», если вы «лицо, совершившее административное правонарушение, для со­ставления протокола и рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть ре­шены на месте...», поэтому, естественно, лучше решать все вопросы «на месте». Это озна­чает, что если вы нарушили ПДД и данное нарушение рассматривается как администра­тивное правонарушение (а таковым может считаться практически любое нарушение вами ПДД), то инспектор вправе потребовать от вас следовать за ним в подразделение органа милиции для составления протокола, а если у вас еще и не оказалось никаких до­кументов, удостоверяющих личность, то вы имеете шанс провести в «клетке» до трех су­ток. В этом случае в категорической форме требуйте вызова адвоката и обязательного уведомления прокурора о своем задержании.

    Особенно щедро законодатель наделил работников милиции правом «проводить досмотр лиц, совершивших административные правонарушения, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред здоровью». При этом За­кон не разграничивает компетенцию работников милиции и предоставляет им одинако­вые права производить досмотр и изымать документы и предметы как у преступников, так и у добропорядочных граждан, совершивших, например по неосторожности, адми­нистративный проступок. При этом никаких санкций, разрешений или согласований для этого не предусмотрено.

    Таким образом возможна ситуация, когда работник ГАИ остановит вас за наруше­ние правил обгона или незначительное превышение скорости, и, мотивируя подозре­нием в том, что вы спешите скрыться с места совершения преступления, произведет до­смотр (по сути, упрощенный обыск) вас, автомобиля и личных вещей, а после этого забе­рет у вас документы и изымет какие-нибудь, принадлежащие вам, предметы. Теоретиче­ски под видом вещественных доказательств у вас могут изъять практически любой пред­мет, назвав его «вещественным доказательством» по уголовному делу или по делу об ад­министративном правонарушении. Предметами, которые можно «использовать в ущерб своему здоровью», при желании могут быть и тяжелая ядовитая бутылка французского коньяка, и раритетный «Паркер» с острым платиновым пером, и золотая цепочка, на ко­торой чересчур расстроившийся из-за процедуры досмотра, водитель может удавиться назло инспектору, да еще прямо у него на глазах. Короче говоря, нигде не разъясняется какие же предметы можно изымать работнику милиции как такие, которые могут быть использованы досматриваемыми лицами в ущерб их здоровью. Становясь участником дорожного движения, теоретически, вы рискуете оказаться совершенно беззащитным, «нарвавшись» на не совсем добросовестного и порядочного работника милиции, кото­рый по своей прихоти сможет обыскать вас и забрать все, что ему вздумается.

    Поэтому будет не лишним знать, что личный досмотр может быть произведен упол­номоченным на то лицом одного с вами пола и обязательно в присутствии двух понятых, в помещении, исключающем доступ посторонних граждан и отвечающем правилам са­нитарии и гигиены. При этом должны быть обеспечены ваши безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность сведений, касающихся вашей личной жизни. Досмотр вещей и транспортных средств осуществляется только в вашем присутствии (этому же­лательно уделить повышенное внимание, иначе у вас, при желании, могут найти патрон от штатного пистолета ПМ: ч.1 ст.222 УК Украины - от 2 до 7 лет, или пакетик героина: ч.1 ст.229-1 УК Украины - от 3 до 10 лет). В случае, не терпящем отлагательства, осмотр могут провести без вас, но с обязательным участием двух понятых и обеспечением сохранно­сти вещей и их товарного вида.

    В любом случае, если досмотр и изъятие вещей были произведены, об этом должен быть составлен протокол досмотра или сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или задержании, если таковое имело место. Поэто­му, если вам крупно не повезло и вы подверглись досмотру, в ходе которого у вас изъя­ты какие-либо предметы или документы, требуйте обязательного составления протоко­ла об этом, в котором будет отражено: место, дата и время составления; должность и фа­милия лица, его составившего; фамилии и адреса лиц, присутсвовавших в качестве поня­тых; подробное содержание проведенного досмотра. Протокол должен быть прочитан всем лицам, участвовавшим в досмотре, при этом им разъясняется право делать замеча­ния, которые заносятся в протокол. Любые исправления по тексту должны оговаривать­ся и заверяться подписями, пустые графы или строчки - зачеркиваться, протокол должен

    подписываться всеми участниками. Вам, как лицу наиболее заинтересованному, можно порекомендовать внимательно прочитать протокол лично, и подписывать его послед­ним, а то и вообще отказаться подписать его, если что-то по вашему мнению отражено не объективно, или в него не занесены сделанные замечания. Сказанное надо иметь вви­ду и при оформлении обычного протокола об административном правонарушении, в ко­тором обязательно указывается еще и суть совершенного вами нарушения, норматив­ный акт, предусматривающий ответственность за него, сведения о свидетелях и потер­певших, если таковые были.

    Не торопитесь давать какие-либо объяснения, особенно письменные, по поводу со­вершенного вами правонарушения, а лучше, если вы под любым предлогом вообще от­кажетесь что-либо объяснять пока не переговорите со своим адвокатом. В крайнем слу­чае, вы проведете некоторое время в милиции, где сначала поуговаривают, потом накри­чат, постращают, а то и побьют «при оказании сопротивления», но это все равно обойдет­ся для вас гораздо дешевле, нежели неосторожно сделанное признание.

    Соблюдение этих простых правил, в случае необходимости, существенно облегчит работу вашего адвоката по обжалованию действий работника милиции и их последствий для вас.

    Если вами нарушены ПДД, инспектор обязан составить протокол, но если вы не от­рицаете допущенного нарушения и не возражаете против применяемого к вам админи­стративного взыскания, протокол не составляется при следующих нарушениях: технеисправности, непрохождение техосмотра, ремни безопасности; превышение скорости, нарушение правил проезда, движения, остановки и стоянки; управление автомобилем без документов при себе.

    В этих случаях штраф накладывется и стягивается на месте, а вам выдается квитан­ция установленного образца. На ее корешке инспектор обязан записать дату, номер ва­шей машины, ваши ФИО, прописью сумму, нарушенный вами пункт ПДД, статью Кодек­са об административных правонарушениях (КоАП), в соответствии с которой наложено взыскание. Этот корешок вы обязаны подписать, что свидетельствует о вашем согласии с вышеуказанным и подтверждает получение вами квитанции о штрафе, в которой обя­зательно указывается ФИО инспектора, номер его нагрудного знака, его личная подпись. Не спешите выбрасывать полученную квитанцию, рассмотрите ее повнимательней: кви­танция не имеет никакой степени защиты и элементарно подделывается. Может быть вы стали обладателем такого «шедевра»?

    Если же на вас составили протокол, то должны (это практически не выполняется, ведь инспектору гораздо проще иметь дело с «неосведомленным» нарушителем) разъ­яснить ваши права:

    знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства;

    при рассмотрении дела пользоваться помощью адвоката, выступать на родном языке; обжаловать постановление по делу.

    Вас обязаны ознакомить с составленным протоколом и предложить подписать его. В случае вашего отказа, в протоколе об этом будет сделана запись, вы вправе изложить свои пояснения и замечания по его содержанию, указать мотивы своего отказа от под­писи. При составлении протокола у вас, до вынесения постановления по делу и уплаты штрафа, изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в талоне преду­преждений, который остается у вас. Если удостоверение у вас уже изъяли за предыдущее нарушение, то на второй раз - заберут и талон, выдав взамен временное разрешение на право управления автомобилем на 30 дней.

    По сведениям автора, в Москве по таким временным разрешениям ездить очень по­пулярно, торговля ими - прибыльный бизнес инспекторов ГАИ. Механизм прост: за 20-30 баксов (цены московские) инспектор продает вам липовое временное разрешение, якобы выданное инспектором Пупкиным из ГАИ другого района или области, при этом вы получаете возможность не рисковать ни своими правами, ни девственностью тало­на предупреждений, а эту бумажку, при срочной нужде - использовать по ее прямому назначению. Проверяя ваше временное разрешение, очередной гаишник многозначи­тельно намекает, что его срок уже подходит к концу и тут же предлагает купить у него но­вое. Это московское «ноу-хау» автор безвозмездно дарит и украинским «стражам дорог». Если у вас не оказалось ни удостоверения, ни талона, ни временного разрешения, а так же если вы уклоняетесь от уплаты штрафа - ваш автомобиль может быть задержан до уплаты штрафа, о чем обязаны сделать отметку в протоколе.

    Инспектор может изъять номерные знаки автомобиля, задержать его для временно­го хранения на штрафплощадке за следующие нарушения:

    технические неисправности автомобиля, непрохождение техосмотра, чужие, умышленно спрятанные, нестандартные, не зарегистрированные номерные знаки; несоответствие номеров агрегатов записям в документах, подделанные номе­ра агрегатов;

    воспрепятствование проведению осмотра автомобиля; управление без документов; управление в состоянии опьянения;

    хранение автомобилей вне установленных мест их стоянки (это относится толь­ко к транспортным средствам, принадлежащим предприятиям, учреждениям и организациям). Изъять номера и задержать автомобиль до оформления документов о правонару­шении (в этих же случаях может применяться блокирование автомобиля с помощью спе­циальных устройств) могут за:

    невыполнение требования об остановке; оставление места ДТП;

    оставление водителем автомобиля в нарушение правил остановки и стоянки (Отметим: оставление автомобиля - это когда вас в нем нет, т.е., если вы непра­вильно припарковались, но сидите в машине, номера с нее снимать нельзя). Если с вашей машины сняли номера, на лобовом стекле под «дворником» оставят специальное уведомление, где укажут местопребывания инспектора, который сможет оперативно вас «оформить» и вернуть номерные знаки. Поскольку таких «специальных уведомлений» рядовой инспектор может и в глаза никогда не видел, чтобы избежать не­приятностей с номерными знаками, бывалые водители сами снимают передние номера, убирают их в багажник, а под «дворник» кладут бумажку: «Ваш номерной знак находится в городской ГАИ. Инспектор Тютькин.»

    Особо придется рассмотреть вопрос об управлении автомобилем в состоянии опья­нения. Сразу выскажу свое личное мнение: пьяный водитель - это потенциальный пре­ступник и в случае совершения ДТП никакого снисхождения к нему быть не может. В то же время не могу не признать жизненной реальности: мне не знаком ни один абстинент (абсолютно непьющий), зато знаком абстинентный синдром (похмелье). Поэтому все ни-

    жесказанное привожу не для любителей покататься пьяными за рулем, а для жертв по­хмелья и случайных жизненных обстоятельств.

    Если есть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, он отстраняется от управления автомобилем и его обследуют на состояние опьянения. На этот счет ныне действует еще советская инструкция 1983 года, в соответ­ствии с ней достаточными основаниями полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, являются:

    запах алкоголя изо рта;

    нестойкость позы;

    нарушение речи;

    дрожание пальцев рук;

    резкое изменение цвета кожи на лице;

    поведение, которое не соответствует обстановке;

    заявления граждан об употреблении водителем спиртных напитков;

    признание водителя. Не считая заявлений «доброжелателей» и собственного признания (лучше сразу со­вершите акт самосозжения... своего водительского удостоверения и не морочьте людям голову), остальные основания для подозрений относительно субъективны как для вас, так и для инспектора ГАИ. Поэтому, если вы не вывалились на асфальт из открытой ин­спектором дверки, если вы смогли, по его просьбе, выговорить: «тринитрофенилметил-нитрамин» и если дыхнули на него туалетной водой «Фаренгейт», - у вас есть реальный шанс, взяв себя в руки, «отмазаться под чистую». Если от вас пахнет явно не «Фаренгей­том», - лучше полюбовно договориться и разойтись, ну а коль вы не настолько платеже­способны или «нарвались» на принципиального инспектора - читайте дальше.

    Осмотр водителя могут провести с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» или медработниками в медицинском учреждении. Если вас «угораздило» по­пасть в медвытрезвитель, то основанием к привлечению вас к ответственности послу­жит их акт о принятии вашей особы на отрезвление (косвенным подтверждением ваше­го нахождения в этом учреждении и «доброй» памятью о нем останутся те синяки и уши­бы, которыми вас обязательно наградят). Уклонение от прохождения осмотра на состо­яние опьянения в установленном порядке является отдельным административным пра­вонарушением и тянет за собой ответственность наравне с управлением автомобилем в состоянии опьянения, поэтому не имеет смысла вовсе избегать осмотра.

    Если вам предложили подышать в «трубочку» запомните следующее правила этой процедуры:

    перед применением проверяется ее пригодность (не используются трубки с

    механическими повреждениями внутреннего строения; с нарушенной герме­тичностью; если наполнитель имеет зеленые вкрапления или пересыпается по

    трубке; если закончился гарантийный, указанный в ее паспорте, срок годности);

    обязательно присутствие двух свидетелей;

    трубка открывается непосредственно перед применением;

    инспектор должен надеть мундштук распираторного баллона на конец трубки,

    расположенный ближе к веществу для анализа;

    инспектор должен предложить вам взять из упаковки индивидуальный мунд­штук одноразового использования, надеть его на другой конец трубки и подуть в нее до полного наполнения респираторного баллона.

    Если инспектор делает что-то не так, у вас есть выбор: или вежливо поправить ис­следователя и напомнить ему как надо все делать правильно; или возмутиться и отка­заться проходить осмотр, проводимый с нарушением его правил; или пройти осмотр так, как он делается, проследить, чтобы вся процедура (со всеми допущенными нарушения­ми) была подробно отражена в протоколе, с тем чтобы потом обжаловать и признать не­действительными результаты осмотра. Ваш выбор будет зависить не только от особенно­стей вашего характера, но и от того состояния в котором вы предположительно можете находиться в момент осмотра.

    Итак, вы все-таки подули в «трубочку». Под действием паров алкоголя в течение одной-двух минут ее содержимое должно поменять цвет с желтого на зеленый. Если цвет не изменился или «позеленение» не дошло до красной черточки на трубке (если таковая на ней имеется) - вы трезвы, и наоборот. Если предательский зеленый цвет появился в достаточном количестве - это еще не конец. Помните, что такую же реакцию дает недав­но выпитое приличное количество: кефира, кваса, виноградного сока, а то и просто воды с разведенным старым бабушкиным вареньем (лучше сливовым или вишневым), о чем следует сразу сообщить инспектору, занести это замечание в протокол.

    О результатах осмотра инспектор составит протокол. Если он про позеленение труб­ки, и при вашем согласии с фактом употребления спиртного и результатами обследова­ния (только, пожалуйста, «не давите на жалость» выпитой бутылкой пива - это слишком банально и на инспектора никакого впечатления не произведет, а вам не поможет) - про­токол послужит основанием для привлечения вас к ответственности. Поэтому можно по­советовать не соглашаться с результатами пробы. В этом случае вас должны направить на осмотр в медицинское учреждение, причем вы имеете право настаивать на осмотре только в медицинском учреждении.

    Что вас ждет на таком осмотре? В зависимости от степени квалификации медработ­ника, вас: внешне осмотрят на наличие уже описанных выше признаков опьянения; про­верят пальце-носовой пробой - предложат с закрытыми глазами достать пальцем носа; поставят в позу Ромберга (прошу не путать с позой Тренделенбурга) - с закрытыми глаза­ми вытянуть руки перед собой. При желании можете заранее потренироваться в более спокойной обстановке. Кроме того, скорее всего вам сделают пробу Рапопорта: берут две пробирки с дистиллированной водой, в одну из которых (вторая - контрольная) вы дуете через трубочку, потом в обе пробирки добавляют соляной кислоты, затем закапы­вают в них раствор марганцовки. Если вы «выпивши», то ваша пробирка обесцветит ро­зовый цвет марганцовки, а контрольная пробирка останется розовой. Не отчаивайтесь и в этом случае - проба Рапопорта наукой давно признана недостаточно достоверной.

    Единственным юридически приемлемым фактом, доказывающем, что вы пьяны -является соответствующий результат анилиза крови. При желании можно сделать ана­логичный анализ мочи или промывных вод желудка, но работники ГАИ вряд ли будут утруждать вас и себя такими исследованиями. Относительно анализа крови можно отме­тить следующее. Во-первых, по информации автора, такой анализ делают только в круп­ных городах и областных центрах, в других местах у вас могут только взять кровь для анализа и затем отправить ее для исследования. Во-вторых, анализ в любом случае не бу­дут делать сразу же и в присутствии инспектора ГАИ...

    Если вы уверены в возможном результате анализа крови, быть может и не стоит сра­зу настаивать на этом. Пусть у инспектора останутся протоколы и акты осмотров, вы же немедля бегите и сдавайте кровь для исследования на алкоголь самостоятельно, по сво­ей инициативе (эта услуга официально стоит 5 грн. с копейками), проследите, чтобы сви­детелей этого факта было побольше и было зафиксировано точное время получения об­разцов вашей крови. Правда в этом случае результаты исследования вам на руки не вы­дадут, но сообщат их в ГАИ по запросу оттуда. Имея на руках такой факт, как реабилити­рующие вас результаты анализа крови, будет несравнимо легче оспорить, обжаловать и отсудить признание того факта были вы пьяны или нет. При подготовке к рассмотре­нию дела об административном правонарушении, соответствующий орган (должност­ное лицо) обязан разрешить следующие вопросы: правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о вре­мени и месте его рассмотрения; востребованы ли необходимые дополнительные мате­риалы; подлежат ли удовлетворению ходатайства правонарушителя, его адвоката.

    Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в вашем присутствии (на практике ГАИ это делает не слишком охотно), за исключением случаев, когда имеются данные о вашем своевременном извещении о месте и времени рассмо­трения дела и если от вас не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Скорее всего, уведомлять вас о рассмотрении дела никто не попытается, в лучшем слу­чае в журнал регистрации исходящей почты запишут, что вам якобы что-то посылали (ко­нечно это проще и дешевле, чем писать уведомление, заблаговременно отправлять его заказным письмом с уведомлением или нарочным для вручения вам лично и получе­ния соответствующей расписки, ибо только в этих случаях извещение юридически мож­но признать сделанным). Дело должно быть рассмотрено в 15-ти дневный срок с момен­та получения соответствующим органом протокола о правонарушении.

    Настоятельно рекомендую вам воспользоваться своими правами в полной мере. Не стесняйтесь жаловаться на нарушения и требовать соблюдения ваших законных прав, но не надейтесь на своевременное и объективное рассмотрение жалобы вышестоящим органом ГАИ и вообще милицией - лучше одновременно подать жалобу прокурору и по­просить опротестовать вынесенное решение.

    Производство по делу об административном нарушении не может быть начато, а на­чатое подлежит закрытию, если на момент рассмотрения дела закончился двухмесяч­ный срок со дня его совершения, административное взыскание в этом случае не накла­дывается. После рассмотрения дела выносится постановление, в котором должно содер­жаться:

    наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату

    рассмотрения дела;

    сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

    изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

    указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное

    правонарушение;

    принятое по делу решение;

    решение об изъятых вещах и документах;

    указание о порядке и сроке обжалования постановления. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления (а не какой-то вручаемый у нас порой, «корешок», размером с автобусный билет) в течении 3-х дней вручается под расписку или высылается лицу, в отноше­нии которого оно вынесено.

    В 10-ти дневный срок со дня вынесения (объявления вам) постановление по делу может быть обжаловано в вышестоящий орган ГАИ (можете не питать особых иллюзий относительно его результата) или в суд, которые должны рассмотреть жалобу в 10-ти дневный срок со дня ее поступления. Постановление может быть опротестовано про­курором, в этом случае исполнение постановления приостанавливается до рассмотре­ния протеста. Копия решения по жалобе на постановление в течение 3-х дней высылает­ся вам, это решение так же может быть опротестовано прокурором.

    Как у нас рассматриваются дела об административных правонарушениях и жалобы по ним на самом деле, хорошо знают те, кому «посчастливилось» пройти через тернии порогов кабинетов, лишиться водительских прав или значительной суммы денег. Если среднестатистический водитель попадает в «неприятную» ситуацию, его «совковый» менталитет гонит его к кумовьям, друзьям и знакомым, пытаясь решить свою проблему «по знакомству», что получается далеко не всегда и стоит недешево. В качестве альтер­нативы рекомендую вам выучить «на зубок» содержание этой статьи, и, если вы все сде­лаете правильно, ваш адвокат сумеет гораздо проще, дешевле и быстрее для вас разре­шить все проблемы.

    В заключение хотелось бы дать ряд чисто житейских советов. Конечно, в любом слу­чае, лучше постараться договориться с инспектором ГАИ полюбовно и не иметь лиш­ней мороки на свою голову. «Договориться полюбовно» - вовсе не означает «откупить­ся». Способность «отмазаться» без материальных и моральных потерь зависит в первую очередь от вашей компетентности в правовых вопросах, жизненного опыта, коммуни­кабельности и чувства юмора. Уверенность в себе (но только, ради Бога, не самоуверен­ность) любой инспектор почувствует в вас с первого вашего жеста, с первого слова.

    Если вы виноваты и допущенное нарушение не слишком серьезно, «нарываться» и наглеть не стоит. Повинитесь в грехе как можно красноречивее, желательно с юмо­ром. Выдайте убедительную «отмазку» - причину из-за которой вам пришлось что-то нарушить, например: «я не остановился в только-что загоревшийся красный свет све­тофора, чтобы резким торможением не создавать аварийной ситуации на дороге». Для этого совершенно не обязательно (более того - это противопоказано) выходить из машины и угодливо подбегать к инспектору - он обязан сам подойти к остановлен­ному автомобилю.

    Прекрасно срабатывает превентивная мера в виде положенной милицейской фу­ражки у заднего стекла - фуражки возить с собой не запрещено, а «рыбак рыбака видит издалека». Юрий Никулин рассказывал о нехитром актерском приеме, когда при остано­вившем машину инспекторе «сварливая» жена начинает эффектно «пилить» несчастно­го забитого мужа: «Так тебе и надо! Вы и права у него заберите и в тюрьму посадите! Всю жизнь ты мне поломал, такой-сякой!» Мужская солидарность - великая сила. Инспектора не обижают своих, в т.ч. и бывших, коллег, комитетчиков, других правоохранителей, вра­чей и невысокомерных слегка рассеянных женщин.

    Относительно уплаты мзды. Это самый крайний случай, своеобразный выход из дей­ствительно безвыходной ситуации. Но если вы видите перед собой порядочного челове­ка - не пытайтесь пачкать его рук взяткой.

    Если у вас деньги просто вымагают - лучше плюньте в протянутую руку. Помните, что за наиболее распостраненные придирки с целью вымагательства штрафы можно вооб­ще не уплачивать. Если «упереться рогом», ни один гаишник не сможет доказать, что вы

    действительно проехали на красный свет, были непристегнуты ремнем или превысили скорость, ибо даже пресловутая «фара» не регистрирует номер вашей машины, не фо­тографирует вас за рулем и т.п. С «вымогателями» можно смело идти на конфронтацию и «переть буром», а в протоколе напишите, что вы не согласны и ничего не нарушали. В прессе описан случай, когда водитель, оштрафованный за «превышение» скорости на 20-ку, пообещал нахальному обладателю «фары» доказать свою правоту и наказать его за хамство. Он заплатил адвокату 2000, и тот доказал в суде, что эта самая «фара», в на­рушение каких-то допотопных инструкций, не проходила очередной плановой провер­ки или чего-то еще, что должно было отражаться в протоколе, и поэтому штраф был при­знан наложенным незаконно.

    Другое дело, если у водителя «рыльце в пушку» и он готов платить каждому, кто его за этот «пушок» схватит. При этом стоит учитывать количество остановивших вас сотруд­ников ГАИ: с одним можно договориться по минимуму; двум - платить уже больше; если гаишников трое и более, то нужно быть очень состоятельным водителем, иначе ваши шансы «разойтись по хорошему» более чем сомнительны, особенно если присутствуют старшие чины. В таких случаях скорее всего все будет оформлено в протокольном по­рядке и вам лучше «не рыпаться».

    Вот и все о войне и мире с ГАИ. Желаю читателям: кому - счастливого пути, а кому -счастливой охоты (ненужное зачеркнуть)!

    Водитель, никогда не плативший ни штрафа, ни мзды, адвокат Юрий АНИСИМОВ




    Занёс на Заначку: Администратор
    Просмотров: 2836
    Создано: 17:21 27-08-2009


    Комментарии:

    Для добавления комментария к статье "03. ГАИ - Война и мир" Вы должны быть зарегистрированным пользователем. Для регистрации перейдите сюда >>>

    Если Вы уже зарегистрированный пользователь просто авторизируйтесь при помощи формы:

    E-mail

    Пароль